Краткая историческая справка 1933 - 1980

Официальный ввод Люблинского литейно-механического завода в число действующих состоялся 1 ноября 1933 года. В то время он назывался заводом "МОЖЕРЕЗ".
За три года до этого территорию опытных железнодорожных мастерских в Люблино признали наиболее подходящей для данного строительства. Здесь в то время размещались здания отдельных цехов, сортировочные пути, угольные склады, графитный завод, бараки и жилые дома, принадлежащие Курской железной дороге.
28 мая 1931 года Совет Труда и Обороны постановил считать строительство ударным. В июле того же года была создана партийная организация, которую возглавил Илья Сергеевич Молодцов. Вскоре стала действовать комсомольская, а затем и профсоюзная организации.
Были разработаны детальные графики на все объекты, указаны сроки выдачи технической документации, строительной готовности, подготовки фундаментов под оборудование.
Народный комиссар путей сообщения А.А. Андреев помог создать при заводе специальную группу консультантов, направил в Германию людей для закупки оборудования и готовых строительных конструкций.
После того как Правительство оказало строительству "МОЖЕРЕЗА" всестороннюю помощь, темпы работ стали высокими. Предстояло обеспечить частичный пуск кузнечного и чугунолитейного цехов во втором квартале, сталелитейного - в четвертом 1932 года.
Все больше оборудования прибывало из-за границы и с предприятий нашей страны.
Заводу приходилось одновременно проектировать, строить и выполнять заказы на оборудование. Коллектив "МОЖЕРЕЗА" создал свой проектный отдел и выдвинул в него молодых способных инженеров.
Все шире становится фронт монтажных работ. Выдающегося успеха в монтаже добилась бригада заводского монтажника-высотника Александра Титова. Он руководил монтажом мостовых кранов. Эту сложную работу его бригада выполняла вдвое быстрей установленного срока.
Бытовые условия были тогда трудные. Спать монтажникам приходилось в приспособленном для жилья производственном корпусе, не хватало питьевой воды, тяжело приходилось с продовольствием, но бригадир никогда не унывал, иной раз после смены спляшат лезгинку и прекрасно действовал на окружающих.
Как и постановил Совет Труда и Обороны в 1932 году часть цехов стала выдавать продукцию.
К исходу октября 1933 года была предъявлена к сдаче в эксплуатацию первая очередь завода.
Политическое значение пуска "МОЖЕРЕЗА" определялось тем, что он явился первым из новых крупнейших заводов на железнодорожном транспорте. Строительство его сопровождалось энтузиазмом рабочего класса и героическими подвигами строителей и монтажников.
Партийная организация завода, которая в 1931 году насчитывала всего 12 коммунистов, выросла и окрепла в борьбе с трудностями строительства и освоения техники. Партийный коллектив вырос к 1934 году до 400 человек. Комсомольская организация насчитывала 600 юношей и девушек. Все шире развертывала свою деятельность профсоюзная организация.
Бригадир токарей механического цеха Мария Петровна увеличила скорости резания металла и уплотнила рабочий день, сберегая каждую минуту. Она заблаговременно заботилась об инструменте и запасе деталей и составляла четкий график. Станок содержала в образцовом порядке, в требовательной чистоте. По ней равнялись остальные. Свежие данные о производительности труда в бригаде можно было в любое время прочитать на доске показателей соревнования. За короткий срок выработка в этом коллективе возросла на двадцать процентов.
Это один из многих типичных примеров.
К 1 мая 1934 чугунолитейный цех наладил производство паровозных цилиндров, букс, вагонных печей. Кузнечный цех выпускал поковки и детали рычажной передачи и винтовой стяжки, кулисы, оси. Сталелитейный цех производил горочные башмаки и буферные стаканы, центры, автотракторные башмаки. Немало потрудились инженеры и рабочие ударники над выпуском автосцепки. Всю номенклатуру изделий освоил механический и другие цехи. Темпы производства возрастали, но не так быстро, как того требовали партия и Правительство.
Летом того же года представители завода были вызваны на заседание транспортной комиссии ЦК ВКП(б). В этом заседании участвовали члены Политбюро. Сталин и Орджоникидзе интересовались делами завода. Было решено выделить крупные средства дополнительно на строительство предприятия, его оборудование и жилье для рабочих.
Вскоре на завод приехали члены Политбюро Серго Орджоникидзе и А.А. Андреев. Они отметили, что коллектив внес заметный вклад в реконструкцию железнодорожного транспорта и некоторые упущения. Орджоникидзе говорил о том, что надо наращивать мощности действющих цехов, поддержал расчеты заводских экономистов на увеличение выпуска продукции.
На полигоне опытного завода № 1 на территории "МОЖЕРЕЗА" испытывались строительные машины - балластировочные, путеукладчики, струги и другие А.А. Андреев присутствовал на испытаниях. В годы второй пятилетки возникло массовое движение новаторов производства, названное по имени его инициатора, донецкого шахтера Алексея Стаханова - стахановским. Эта инициатива получила на заводе широкий отклик. Застрельщиками тут явились токари механического цеха Тихон Иншаков и Андрей Елисеев. Они опрокинули все прежние расчеты и нормы и добились рекордных съемов колесных пар. Выступая на Первом Всесоюзном совещании стахановцев (с 14 по 17 ноября 1935 г.) тогдашний начальник завода И.Н. Ерофеев доложил о стахановских рекордах и о том, что передовые рабочие пересмотрели свои возможности и отказываются от станков, которые предполагалось получить из-за рубежа. План будет осуществлен на том же оборудовании. Стахановское движение не только поднимало производительность труда, но и оказывало на людей благотворное нравственное влияние. Помогал ударному труду и рост грамотности рабочих. Большая делегация люблинцев побывала в Народном Комиссариате просвещения у Надежды Константиновны Крупской. Произошло это 3 января 1936 года. В то время в коллективе можерезовцев проводилась большая работа среди неграмотных и малограмотных. Надежда Константиновна отметила работу культармейцев и сообщила, что постройкому завода выделяется одна тысяча рублей на премирование отличившихся. В коллективе настойчиво осуществлялся призыв: культурно жить - производительно работать! Производительность труда в 1936 году по сравнению с предыдущим годом поднялась на 44 процента, а заработная плата - на 29. К годовщине Октября 1936 года завод досрочно выполнил годовой план и план второй пятилетки. Первым среди транспортных предприятий наш завод освоил массовый выпуск паровозной и вагонной стяжки для всей сети железных дорог. Здесь начали изготавливать электрифицированные стрелочные переводы, сотня тысяч головок автосцепки и фрикционных аппаратов. Все это помогало технически перевооружать стальные магистрали. Правительство удостоило высоких наград ряд рабочих и инженерно-технических работников предприятия. Тогдашний начальник завода И.Н. Ерофеев был удостоен ордена Ленина, а токарь-новатор Андрей Елисеев - ордена Трудового Красного Знамени. Во второй половине 30-х годов коллектив вел упорную борьбу за отличное качество продукции. Бригада формовщиков, руководимая Н.И. Саниным, в сталелитейном цехе, опровергла собственной практикой мнение тех, кто считал, что невозможно обходиться без брака. Выполняя, благодаря рационализации, сменное задание на 300 процентов, коллектив работал только на отлично. В начале 1940 года наш завод посетил лучший фрезеровщик страны Иван Гудов. Среди его последователей на заводе оказался фрезеровщик В. Шмаков из ремонтно-механического цеха. С помощью мастера и технолога он в совершенстве освоил метод многостаночной работы. Он одновременно выпускал различные детали на четырех станках: фрезерном, зубострогальном полуавтомате, зубодолбежном полуавтомате и универсальном фрезерном. Сменную норму он стал выполнять на 500 и более процентов. Токари-монтажники выступили на ученом совете Московского Электромеханического института с докладом о люблинском опыте многостаночного обслуживания и совмещения профессий. Труд советского народа в годы третьей пятилетки нес на себе грозный отпечаток резко обострившейся международной обстановки. Приближалась вторая мировая война. Партия принимала действенные меры, чтобы укрепить обороноспособность страны. Эти усилия партии были отчетливо видны и на нашем заводе. Помимо новых запасных частей для железнодорожного транспорта выпускали ответственную продукцию для обороны страны. Здесь уместно напомнить о том, что в годы Великой Отечественной войны Люблинский литейно-механический завод 14 раз завоевывал переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны, которое оставлено у нас на вечное хранение. Коллектив был удостоен за то время девяти переходящих Красных знамен Министерства и ЦК профсоюза. В 1946 году завод, в основном, завершил переход на выпуск продукции для транспорта, закончил восстановление и монтаж оборудования. Паровозных запасных частей удалось выпустить в три раза больше, чем в 1940 году. Годовая производительность по вагонным запасным частям так же была высокой. Сотни стахановцев выполняли и перевыполняли свои обязательства. Выдающихся успехов добились фрезеровщик В. Чугунов, кузнец В.Н. Комбаров, применив новаторские методы. На сборке головок автосцепки рекордной производительности достигли Е.А. Аникушин и Я.Г. Варинода. Хозрасчетная бригада формовщицы сталелитейного цеха Екатерины Сметанкиной показала, что все сто процентов выпускаемой продукции могут быть доброкачественными. Десятки бригад следовали ее примеру, увеличивая выпуск деталей и снижая их себестоимость. К 1950 году относятся достижения формовщицы-комсомолки Валентины Фоминой, перешедшей из конторы на производство. Она выступила с инициативой - экономить материалы на всех операциях. После этого десятки бригад завели у себя лицевые счета экономии. Особенно успешно действовала Фомина. Она стала лауреатом Государственной премии. Умножались ряды скоростников. На новом этапе социалистического соревнования, среди запевал его - нельзя не отметить работниц механического цеха, комсомолок Антонину Жандарову и Ольгу Агафонову. Раньше они, обтачивая винты вагонной стяжки на токарных станках, выполняли три операции за три приема, а выполнять их одновременно, высвободив второй станок. Для одновременного производства всех операций была изготовлена специальная оправка. Если до этого никто из токарей не изготовлял больше ста деталей за смену, то Жандарова и Агафонова стали делать по 200 и больше. На высвобожденном станке обрабатывалась другая продукция. Помимо этого, подруги стали пооперационно бороться за отличное качество. Эта борьба приобрела тогда на заводе большой размах. Среди знаменитых ученых, работников искусства, новаторов производства, удостоенных Государственной премии за 1951 год, все прочли имена Антонины Жандаровой и Ольги Агафоновой. Неоценима роль коллектива завода в технологическом перевооружении железнодорожного транспорта, начавшемся в середине 50-х годов, когда на смену паровозам и 20-тонным грузовым вагонам, на железные дороги стали выходить мощные электровозы, тепловозы, большегрузные товарные и комфортабельные пассажирские вагоны. В короткий срок было освоено производство высокоточных запасных частей поршневой группы магистральных тепловозов, а также зубчатых колес тяговых передач электровозов. Многие трудоемкие работы механизировали, построили поточные линии, подвесной и напольный конвейеры, установку для очистки крупного фасонного литья дробью. Пятый пятилетний план был выполнен досрочно. К 25-летию со дня пуска завода, коллектив успел много сделать для технического перевооружения железнодорожного транспорта, для перевода подвижного состава на автотормоза, на автоматическую сцепку, на роликовые подшипники. Шла настойчивая борьба за технический прогресс, усиливались темпы комплексной механизации и автоматизации, улучшались технология и организация производства. Семилетний план на 1959 - 1965 был принять в связи с провалом шестого пятилетнего плана по всей стране, в том числе и на нашем заводе, основные задания пятилетки были выполнены. Контрольные цифры пятилетнего плана разрабатывались в условиях высоких темпов развития промышленности и сельского хозяйства. За счет перевыполнения плана, снижения себестоимости и роста прибыли свыше 4 миллионов рублей начислили в фонд предприятия. На эти средства совершенствовалась техника, строились новые жилые корпуса, здания ночного санатория-профилактория, детских учреждений, образцовые бытовые помещения, пансионат на Черноморском побережье, Дом спорта с закрытым плавательным бассейном. Из того же источника многие сотни тысяч рублей пошли на премирование рабочих, оказание единовременной помощи, приобретение путевок в санатории и дома отдыха. Задачи восьмого пятилетнего плана были тесно связаны с хозяйственной реформой, направленной на переход к автономным методам развития всех отраслей общественного производства. В ноябре 1970 года восьмой пятилетний план был завершен. До конца пятилетки выпущено дополнительно изделий почти на 10 миллионов рублей. Товарной продукции произведено на 65 миллионов рублей больше, чем за предыдущую пятилетку. Производительность труда повысилась на 32 процента. Значительно возрос выпуск важнейших запчастей, необходимых железнодорожному транспорту. Досрочно осуществлен государственный план девятой пятилетки, это на 70 процентов выше чем в отрасли в целом. Весь прирост объема производства достигнут за счет повышения производительности труда на основе механизации и автоматизации производственных процессов и комплексного решения социальных и организационных вопросов. Трудовые заслуги коллектива в выполнении социалистических обязательств получили достойную оценку ЦК КПСС. Совет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ наградили его переходящим Красным знаменем и памятным знаком "За трудовую доблесть в девятой пятилетке". Имя завода занесено на Всесоюзную Доску Почета на ВДНХ - главной выставки страны: 39 работников завода удостоены правительственных наград, 13 из них получили ордена Трудовой славы. И 10-ю пятилетку коллектив завершил досрочно, много продукции реализовано сверх плана. Улучшились и качественные показатели. Комплексная система управления качеством способствовала тому, что трем ведущим изделиям завода присвоен Государственный Знак Качества. Эти изделия составляют 19 процентов от общего объема производства. Установлены сотни единиц нового оборудования, задействованы 5 автоматических линий, 13 поточно-механизированных линий, 52 специализированных станка-полуавтомата. Более 700 передовиков производства, последователей почина Н.И. Кружалова, за месяц до конца года выполнили годовые и пятилетние планы. Почин коллектива сталелитейного цеха - каждую производственную операцию, каждую работу выполнять на отлично - поддержали на заводе 3.600 человек. За пятилетку улучшены жилищные условия 1583 семьям. Средняя заработная плата рабочих с учетом выслуги лет достигла в то время 210,4 рубля. К 1 января 1980 года она равнялась 192 рублям 50 копейкам. Успешно работает заводской профилакторий - ночной санаторий, доступный каждому работнику предприятия.
Дом спорта, стадион - в распоряжении коллектива. Спортивный комплекс позволяет культивировать 16 видов спорта.
В разностороннем воспитании работников завода большое значение имели и имеют три библиотеки - кабинета политического просвещения, художественная и техническая. Книжный их фонд систематически обновляется и увеличивается. Он насчитывает свыше 100.000 томов. За 50 лет своего существования ЛЛМЗ внес большой вклад в совершенствование и повышение эффективности всей системы стальных магистралей.

 
 
  По вопросам оформления сайта, обращайтесь в ОИТ webmaster@llmz.ru